Азбука заботливого родителя и ответственного хозяина, или как подготовить велосипед к новому сезону
Продлеваем жизнь велосипеда на радость себе и детям
Велосипед - это универсальный всесезонный и всевозрастной транспорт. Разнообразие моделей позволяет и бороздить снежные заносы, и покорять бездорожье, и ловить дуновение лёгкого ветерка, элегантно скользя по асфальту, и преодолевать сложнейшие горные трассы любителям экстрима.
Пожалуй, это ещё и самый ненавязчивый вид спорта, который тренирует всё тело и развивает координацию.
Детям он открывает новый мир, в котором ребёнок самостоятелен и независим от родителей, дарит веру в собственные силы. Вспомните себя в детстве: как было классно в первый раз поехать самому и сказать: «Да, у меня это получилось!» Моя первая самостоятельная поездка отпечаталась в памяти навсегда, хотя длилась ровно столько, сколько… вера в людей. Тогда брат вызвался обучить вождению, придерживая за седло, пока руль в неумелых руках выписывал восьмерки. Видимо, брат был сторонником идеи: «Главное подтолкнуть, а там уж вырулим!» На вопрос: «Держишь?», он уверенно отвечал: «Держу!»… Всё-таки нужно верить людям! Поворот головы - брат стоит метров за 50 метров и улыбается. На этом первая сольная поездка завершилась… падением. Пришлось поплатиться разбитой коленкой, но в детстве к боли относишься намного проще, да и верные друзья - йод и зелёнка - всегда под рукой. Но сегодня даже падение не проблема! - столько защитных элементов придумали: падай - не хочу, даже царапины не останется! Не верите? - смотрите сюда!
Взрослых велопрогулки возвращают в детство - к свободе и беззаботности. Это способ «проветрить голову», отключиться от повседневных проблем. После такой прогулки, вы наверняка замечали, решение сложных вопросов приходит как будто само собой. А эмоции от велопоездок семьёй - вообще бесценны!
Велосипед ценится за свободу и возможность кататься везде, где есть хоть небольшой намёк на дорогу. Еще больше за то, что можно лететь вперёд, вызывая зависть других участников движения: как говорится, кто в пробке постоял, тот над велосипедистом не смеётся.
Новый велосезон в нынешнем году подкрался незаметно. Практически бесснежная зима уже в марте не оставила ни единого намёка на грязь, а солнце уже побаловало нас по-настоящему весенним теплом. Это значит, самое время пробуждать велосипед после зимней спячки и готовить его к сезону. А в нём найдётся место и велопрогулкам с семьей, и «марш-броскам» на природу, и обучению детей самостоятельному вождению. Единственное, что может его омрачить, - это поломка «железного коня». И тут без предсезонной диагностики не обойтись. Кстати, неважно, новый велосипед или с многолетним пробегом, техническое обслуживание необходимо осенью - на период «консервации», и весной - после зимней спячки. И чем старше становится байк, тем пристальнее нужно относиться к его техническому состоянию. Вы же следите за вашим здоровьем и «самочувствием» вашего автомобиля? Так почему же считаете, что велосипед этого не достоин? А за внимание и заботу «железный друг» отблагодарит вас чёткой, стабильной работой. Кроме того, своевременная диагностика - это верный способ:
- вовремя обнаружить неполадки,
- обеспечить безопасность,
- сэкономить на дорогостоящем ремонте,
- продлить срок службы велосипеда,
- обеспечить хороший накат,
- получить максимум удовольствия от велопрогулок и занятий спортом.
Убедили? Тогда едем дальше… Скорее всего, в велосервис. И здесь уместно напомнить, что «ЦИТ» - это не только ведущий региональный магазин техники и электроники, товаров для активного отдыха, но и качественный сервисный и диагностический центр, в том числе, по обслуживанию и ремонту велотехники.
Да, конечно, вы можете провести подготовку велосипеда самостоятельно, если чувствуете в себе силы, обладаете достаточными знаниями, запасом времени, имеете набор необходимых инструментов и … рабочую одежду, терпение и аккуратность. Но, если, о сервисных работах у вас представления такие же, как у моего знакомого, который после рекомендации «после зимы велосипед надо смазать маслом», залил цепь маслом подсолнечным, лучше рулите прямиком в наш диагностический центр… если, конечно, не хотите, чтобы ваш велосипед узнавали по запаху семечек и характерному скрипу цепи.
Разумеется, часть работ действительно можно сделать самостоятельно, а самое сложное и ответственное доверить профессионалам.
К чему необходимо приготовиться: распишем по пунктам.
Содержание:
Очистка от прошлогодней грязи и старой смазки
Это как раз можно и нужно сделать самостоятельно, даже если планируете навестить велосервис, потому что обычно стоимость водных процедур оплачивается дополнительно. Для купания «железного друга» вам понадобятся незамысловатые предметы: поверхностные пыль и грязь хорошо смываются с помощью мыльного раствора и обычной ветоши. Во время очистительных процедур рекомендуем закрыть седло велосипеда, зону каретки и втулок полиэтиленовой пленкой. В идеале трущиеся части узлов велосипеда вымыть универсальными химическими очистителями с помощью щётки: она не поцарапает покрытие и проникнет в узкие проёмы. После мойки и сушки первое, что нужно сделать - основательно смазать все трущиеся механизмы.
Если вы ответственный велосипедист, то понимаете, чистка - процесс важный, и делать её нужно регулярно. Для экономии средств рекомендуем приобретать наборы со щётками и средствами очистки и смазками, и при необходимости пополнять запасы. Кстати, у нас большой выбор таких средств - только загляните сюда.
Очистка и смазка цепи
А в каком состоянии ваша цепь? Это один из важнейших механизмов велосипеда. На её эксплуатационный ресурс влияет манера езды и состояние дорог. В среднем «запас прочности» составляет четыре километра. Но при грамотном уходе продлевается и до 10-ти.
Перед сезоном цепь нужно внимательно осмотреть и измерить: со временем она имеет свойство удлиняться из-за износа соединяющих звенья штифтов. Для определения растяжения цепи лучше воспользоваться специальным инструментом - калибром. Если калибра нет, советуем обратиться в мастерскую. При значении износа 0,75, рекомендуется цепь поменять: если, конечно, не хотите впоследствии ещё и «попасть» на замену заднего комплекта звёзд. А при значениях прибора 1 или более замене подлежит как цепь, так и задняя кассета.
Сточенные и выбитые звенья тоже сигнал к тому, что цепь пора менять. Для вас подберём качественную цепь, при необходимости закажем на самых выгодных условиях.
Если цепь живее всех живых и замены не требует, чистка от грязи и старой смазки по-прежнему необходима. Особо экономные приспособились это делать с помощью старой зубной щётки. Но лучше с этим справится специальная машинка. В качестве очищающего средства можно использовать бензин, WD-40 или специальные жидкости. После очистки цепь нужно просушить, затем смазать. Для этого подойдёт машинное масло, но лучше - профессиональные смазки. Они производятся на основе силикона: к ним меньше пристаёт пыль и грязь. Смазку наносят на каждое звено с внутренней стороны и проворачивают для равномерного распределения. Яркий цвет смазки подскажет, все ли участки покрыты равномерно. Такие средства у нас есть - как же это кстати, правда?
Проверка тормозов
Качественная тормозная система - залог вашей безопасности. Это аксиома. Первое, на что нужно обратить внимание, не заржавели тросики и насколько свободно и плавно они «ходят». Далее всё внимание тормозным колодкам. Они должны быть ровно установлены, не цеплять резину и прижиматься параллельно ободу, при нажатии на тормозную ручку - смыкаться одновременно и иметь одинаковый зазор между колодкой и ободом. Что? - бороздок на колодках совсем не видно? - срочно на замену! Это мы сейчас о велосипедах с ободными тормозами.
Гораздо сложнее оценить износ колодок на дисковых тормозах, потому что они скрыты внутри калипера. Колодки дисковых тормозов представляют собой две пластины, состоящие из основы и накладки с разжимающей их специальной пружинящей скобой. Если толщина накладки стирается более чем на 2/3, то это верный сигнал - пора менять. У вас так? Тогда поторопитесь заменить, иначе впоследствии ремонта не избежать.
Отдельная история, если вы счастливый обладатель байка с гидравликой. Вначале осматриваем гидролинию, калипер и тормозную ручку на предмет подтёков тормозной жидкости: даже незначительная её утечка может стать причиной отказа тормозной системы. Также нужно насторожиться, если тормозная ручка при нажатии проваливается - это значит, что система завоздушилась или в ней не хватает тормозной жидкости. В этом случае без прокачки тормозов не обойтись.
Если работа тормозной системы вызывает вопросы, а ваших знаний недостаточно, чтобы ответить на них правильно, обязательно обратитесь к профессионалам - таким, как в нашем сервисном центре: опытные мастера на современном диагностическом и ремонтном оборудовании помогут вернуть к жизни «железного коня». Если же не обращать внимания на неполадки, вначале тормоза потеряют модуляцию, потом испортится ротор, а там - видите? - это вам «машет» дорогостоящий ремонт. Как тут не вспомнить расхожую фразу о профилактике: болезнь легче предупредить, чем лечить. От себя добавим: ещё и намного дешевле. И это не только о медицине…
Проверка резины покрышек
После зимнего простоя проводим визуальный осмотр резины на предмет трещин, порезов и грыж и оцениваем степень износа. Обнаружили трещины? - на замену, без сожаления!
Далее вооружаемся насосом с манометром и выясняем состояние камеры после зимы. Накачиваем шины до «рабочего» давления и ждём. Если давление в течение часа не теряется, то «зимовка» прошла хорошо. Если же давление падает, а резина посыпалась, рекомендуем поменять и покрышки, и камеры. Лучше у нас в магазине: найдём то, что нужно именно вам по самой «вкусной» цене!
«Бескамерки» после зимы требуют свежей порции герметика: старый за зиму теряет свойства.
Проверка колёс
Начнём с проверки спиц. Подготовьте ушки. Переберите спицы, как гитарные струны: они должны быть натянуты с одинаковой силой, а звук - громким, чистым и одинаковым на всех «струнах». Выбивающиеся из общего стройного хора спицы нужно ослабить или подтянуть. Если со слухом у проблемы, то делаем проверку «на ощупь». Спицы попарно сжимаем пальцами, оценивая равномерность их натяжения по всему колесу. Они не должны прогибаться сильнее, чем на 5 мм. Сильно расшатанные спицы требуют подтяжки. Но, если в вашем распоряжении нет специального спицевого ключа, советуем обратиться в сервис: при отсутствии практики пассатижами и сильными физическими нагрузками их легко перетянуть.
Далее приподнимаем велосипед и шатаем из стороны в сторону, крутим колёса. Если ход свободный, плавный и долгий, без скрипа и заеданий, то всё в порядке. Но если слышны посторонние звуки и щелчки, ощущается люфт во втулке или видна кривизна колёс, то следует навестить мастера.
Далее обращаем внимание на эксцентрики - зажимные механизмы, фиксирующие ось колеса. Они должны быть полностью посажены в дропауты («ушки») и затянуты очень аккуратно, с небольшим усилием. Также нужно подкрутить боковые болты, передние болты крышки выноса и верхний болт выноса, болты, которые держат тормозные ручки и манетки.
Протяжка болтов и винтов по всему велосипеду
Далее затягиваем все болты. Для этой «операции» лучше всего подойдёт динамометрический ключ. Рекомендуем протестить каждый болт на прикипание: открутить и закрутить назад. Так следует поступить с болтами на руле, на выносе руля, в кареточном узле, гайками передних звёзд, педалей, подседельного зажима, заднего и переднего переключателя и зажима подседельного штыря на раме.
Очистка зоны педалей и диагностика шатунов
Да-да, педали тоже подлежат чистке. Особенно, если велосипед хранился в сыром месте и в грязном состоянии. С чисткой можно справиться самостоятельно. Раскручиваем втулку, очищаем от грязи специальными средствами, смазываем подшипники и собираем обратно.
Шатуны проверяем на наличие люфта. Нужно пошатать их как в плоскости вращения, так и в плоскости, перпендикулярной их вращению - в обоих случаях зазоров быть не должно. Небольшой люфт можно убрать самостоятельно, вооружившись специальным ключом. Исправление сильного зазора лучше доверить профессионалам.
Проверка руля
Визуально оцениваем руль на предмет трещин и дефектов. Проверяем его положение. Оно должно быть строго перпендикулярно переднему колесу. Чтобы правильно его отцентровать, нужно ослабить крепеж руля, зажать переднее колесо между ног и зафиксировать его перпендикулярно рулю.
Далее диагностируем руль на плавность поворота и надёжность крепления на выносе. При необходимости подтягиваем болты. Настраиваем правильную высоту руля, комфортную для вас. Проверяем, надёжно ли закреплены ручки переключения скоростей и тормозов.
Настройка седла
Регулируем седло по высоте. Оптимальная - когда нога легко достаёт до педали, находящейся в нижнем положении. Устанавливаем седло горизонтально и регулируем в направлении вперёд-назад. Расстояние между носком седла и выносом руля должно быть равно расстоянию от кончиков пальцев до локтя - такой совет дают специалисты.
Проверка амортизационной вилки
Любая вилка, вне зависимости от типа, требует чистки и смазки. Плюсом к вышеуказанным процедурам идут: у пружинных и пружинно-эластомерных вилок - промазка зазора между «ногами» и «штанами», у масляных и воздушно-масляных - пару раз в год замена масла, у воздушных - подкачка давления воздуха. Затем на вилке нужно немного «попрыгать». Любые посторонние звуки - верный сигнал навестить веломастера.
Фффух! Всё! Отметим, что, если велосипед новый или зиму проводил в тёплой кладовке, достаточно отмыть его, смазать цепь и звёзды, подкачать колёса, проверить состояние рамы, тормозов и переключатели передач.
Если же байк относится к категории «поживших» или всю зиму мёрз на балконе, в гараже или вообще на улице, комплекса диагностических процедур не избежать. Мы постарались максимально полно представить процесс подготовки байка к сезону. Если же всё, что мы описали для вас, как китайская грамота, то рекомендуем доверить вашего двухколёсного друга нам: для такого «китайского» у нас есть настоящие «востоковеды». И помните, «дело мастера боится,… а от дилетанта просто в ужасе...» Так зачем же шокировать велосипед, если всё, что необходимо мы можем сделать качественно, быстро, с гарантией - ваш велосипед даже испугаться не успеет и обязательно отблагодарит за заботу стабильной и долгой службой!